История фабрики Ростовская финифть

История зарождения Ростовской финифти 

   Ростов Великий с XVIII века и до наших дней является центром эмальерного искусства в России.

   Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова ''Финифть'' не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис» , что означает ''светлый, блестящий камень'', другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего ''лить, плавить''.

   В настоящее время этот термин используется  применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: ''Ростовская финифть''.

   Первооткрывателем техники был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали.

   Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов окрашивается в различные цвета.

   Сохранились сведения о существовании в этот период финифтяной мастерской при Ростовском архиерейском дворе и отдельных мастерах, работавших по заказам монастырей и церквей города. Основателем миниатюрной живописи «Финифти» по некоторым источникам является Митрополит Арсений Моцеевич. Финифтяные миниатюры украшали предметы церковного обихода и одеяния священников: митры, потиры, оклады Евангелий, напрестольные кресты.

   С 1770-х г, в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII – первой трети XIX вв. Это Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

   Во время революции наступили тяжёлые времена, но многие мастера своей преданностью к искусству смогли сохранить промысел и, объединившись, вновь восстановили артель, которая после великой отечественной войны реорганизовалась  в Фабрику "Ростовская финифть", по сей день бережно сохраняющую традиции первых мастеров финифти.

   Советский период жизни России сформировал новую идеологию, иные формы выражения в искусстве. Артельная мастерская переросла в народный художественный промысел ''Ростовская финифть'', как и многие другие промыслы, сумела преодолеть великие трудности, сохранила технологии производства и возродила утерянные традиции. Новое поколение мастеров определило дальнейшее творческое развитие.

   В 60-х годах заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции, финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань-это кружево из проволоки собранное терпеливыми руками мастера-ювелира. Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь собранный узор посыпается серебряным порошком- припоем и спаивается газовой горилкой.  Благодаря сканной оправе наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики пополнился талантливой молодежью – выпускниками Федоскинского и Красносельского училищ. Вместе с мастерами старшего поколения живописцы вносили разнообразие в тематику росписи, ювелиры плодотворно работали над созданием новых форм изделий, их роль в оформлении живописных работ все более возрастала. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым экспонировались на Всемирной выставке в Монреале (1967г.).

   Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанр исторической миниатюры занял основное место в творчестве живописца В. Грудинина. А. Зайцев получил признание как мастер военно – исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. Многогранное творчество А. Хаунова – автора сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е.Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.

   Ростовские мастера активно участвуют на выставках самого разного уровня – областных, зональных, республиканских и международных. По результатам этих выставок большая группа живописцев и ювелиров принята в Союз художников России. Неоднократно работы Ростовцев демонстрировались на ВДНХ. Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин,Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей.

   Высокая оценка творчества художников Н. Куландина и А. Хаунова, ювелиров Л. Матаковой и В. Солдатовой выразились в присвоении им званий лауреатов Государственной премии России им. И.Е. Репина.

   Произведения старых и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом.

   Наряду с расписной эмалью на фабрике применяется перегородчатая , которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и  яркость. Экспериментируя с разными техниками эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами.

   Следуя традициям, выработанным мастерами прошлых десятилетий, современные художники с успехом продолжают работать в цветочном, пейзажном, историческом, иконописном, портретном и других жанрах.

   Бренд Ростовская финифть известен на весь мир и  вот уже 95 лет фабрика «Ростовская финифть» сохраняет технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.